Телемедицина приходит

Использование телекоммуникационных технологий в здравоохранении давно перестало быть чем-то футуристичным и далеким от реальности. Телемедицина зародилась около 50 лет назад, именно тогда начали проводиться первые сеансы видеовключений в лечебных учреждениях.

По прогнозам Эндрю Грэйли (Andrew Graley), директора Polycom в странах EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) по вопросам развития телемедицины, образования и взаимодействия с госсектором, в глобальном масштабе степень применения аудиовизуальных решений будет увеличиваться   как в сфере неотложной помощи, так и для развития медицинского образования и системы обслуживания пациентов. Будет наблюдаться прогрессирующий рост использования решений для взаимодействия в области первичного и повторного врачебных осмотров, осуществляемых по месту жительства больного, а иногда прямо на дому у пациента. В мировой практике уже нашли широкое применение контролируемые, безопасные и управляемые телемедицинские решения, которые позволяют учреждениям здравоохранения оказывать помощь удаленно с использованием любых доступных устройств и сетей.

Прием онлайн

Сегодня профильные учреждения находятся в поиске решений, которые помогут улучшить коммуникации и взаимодействие внутри системы здравоохранения, усовершенствовать процессы принятия решений, снизить затраты на связь между клиниками и их регулятором. Технологии унифицированных коммуникаций, получившие широкое распространение в системе здравоохранения на Западе, начинают пользоваться спросом и в России.  Они помогают улучшить работу и сообщение между медицинскими организациями, в том числе сократить время, затрачиваемое на прием пациентов. В ряде случаев, когда счет идет на часы, своевременное врачебное вмешательство или высококвалифицированная консультация потенциально могут спасти жизнь пациента.

Возможности дистанционного присутствия меняют способы взаимодействия и общения врачебного персонала, как между собой, так и с больными. Современные технологии телемедицины позволяют обслуживать людей даже тогда, когда личная встреча невозможна. Это особенно актуально для организации круглосуточных консультаций районных врачей с профильными специалистами самой высокой категории при лечении сложных пациентов. При этом, для осуществления прямого онлайн консультирования, обмена сведениями, полученными в результате диагностики, требуется хорошая скорость передачи данных и широкое проникновение сетей. Вторым по значимости вопросом, требующим особого внимания, является подготовка специалистов для работы в телемедицинских центрах, их профильное обучение и возможность активного использования полученных знаний во врачебной практике.

Глобальный поставщик современных решений для видеоконференцсвязи Polycom в течение более чем двадцати лет сотрудничает с различными учреждениями здравоохранения по всему миру. Тесное взаимодействие с госпиталями и больницами, сбор аналитики и необходимой информации, полученной в результате обратной связи с пациентами, помогли специалистам сформулировать ключевые параметры, наиболее приоритетные для пользователей телемедицинских технологий. Это простота использования самих решений, возможность при помощи нажатия всего двух кнопок связаться с необходимым специалистом, высокое качество данных — необходимость пересылки информации и изображений в высочайшем разрешении, и, наконец, абсолютная надежность технологий — решение должно работать всегда, когда оно необходимо, без каких-либо перебоев.

Технологии для каждого

Телемедицина будущего – это удобная, легкая в использовании система получения медицинского обслуживания, которая станет привычной для всех. Для того, чтобы это нашло отражение в реальности, важно разрабатывать новые и активно опробовать существующие решения среди врачей и пациентов. Стремясь воплотить в жизнь стратегию повсеместного доступа к услугам телемедицины, крупнейшие мировые производители, выпускающие современные технологичные решения, работают над расширением их возможностей, в частности, над более тесной интегрирацией с привычными мобильными устройствами. В результате пациенты получили легкий способ подключаться к телеконференции с лечащим врачом посредством своего смартфона или планшета, и получить необходимую консультацию, не приезжая в больницу.

Распространение планшетных компьютеров и смартфонов сформировало новые тенденции в области развития здравоохранения. Одной из них стала мобильность. Новое поколение врачей гораздо быстрее переходит на мобильные технологии и охотнее применяет сложные технологичные решения в работе. Все чаще врачи в клинических учреждениях используют планшеты для доступа к медицинской информации пациентов и результатам лабораторных исследований, кроме того, посредством мобильного устройства подключаются к видео совещаниям или проводят осмотр пациента в режиме реального времени.

Разработки Polycom для телемедицинской среды нашли широкое применение как в мировой, так и российской практике. В число этих решений входит мобильное приложение для оказания дистанционной врачебной поддержки пациентов, испытывающих сложности с перемещением в клинику, в том числе лежачих больных. Консультации оказываются через удаленный доступ посредством мобильных устройств. В частности одна из сфер применения приложения – послеоперационное наблюдение: находясь дома, пациенты могут использовать свои смартфоны, планшеты или ПК для связи с хирургом, экономя как свое, так и врачебное время.  Кроме того, утилита может успешно применяться для проведения удаленных сеансов восстанавливающей лечебной физкультуры, с применением технологии видеоконференцсвязи. Кроме этого, используются интегрированные мобильные стойки, предназначенные для помощи больным, пережившим инсульт, в период раннего вмешательства, когда время имеет критически важное значение. С их помощью осуществляется связь отделений скорой помощи с удаленными специалистами по нарушениям мозгового кровообращения, для спасения людей, нуждающихся в помощи и находящихся в сотнях километров от клиники.

Технологии телеприсутствия широко применимы для организации лекций в рамках повышения квалификации медперсонала, позволяя опытным специалистам проводить обучение молодых врачей. При этом современные софтверные платформы позволяют записывать видеоконсультации и медицинские лекции, а также систематизировать их для облегчения последующего поиска и просмотра собранного контента врачами и студентами-медиками.

Возможности телемедицины могут использоваться и за пределами клиник.  Например, видеоблок, установленный внутри машины скорой помощи и оснащенный мобильной установкой МРТ, может помочь диагностировать инсульт быстро и прямо на месте, что позволит спасти жизнь не одному пациенту.

 Телемедицина в России

Телемедицинские технологии способны качественно улучшить работу врачей на местах. Для России их  повсеместное использование приобретает особенно важное значение. Страна обладает самой протяженной территорией: более 17 миллионов квадратных километров, при этом население рассредоточено неравномерно. В разных регионах жителей от клиник с современным оборудованием и квалифицированными врачами могут отделять сотни километров. Поэтому телемедицина выступает важнейшим условием оказания качественной врачебной помощи в удаленных районах.

На сегодня телемедицинские центры действуют в ряде регионов страны, помогая лечебным учреждениям решать разные задачи. Один из подобных проектов был реализован в Самарской области при участии Polycom, ГБУ РТЦ и ООО «МегаЛинк», в рамках которого более 40 лечебных учреждений были оснащены современными решениями в сфере телемедицины. Организованные центры телемедицинской сети позволили повысить качество и доступность обслуживания пациентов в Самарской области. Внедренные системы ВКС используются для ежедневного оперативного проведения совещаний работников местных медицинских учреждений с областным Министерством здравоохранения, а также для организации удаленных консультаций врачей при лечении сложных пациентов.

Созданные центры телемедицинской сети обеспечили возможность врачам консультироваться с коллегами из любых медицинских учреждений области в режиме реального времени и оперативно получать требуемую информацию и советы экспертов. Благодаря внедрению новейшего оборудования для организации сеансов связи между врачами и пациентами удалось существенно сократить время принятия решений при проведении сложного лечения, когда для решения вопроса требуется привлечение множества специалистов, часто находящихся в разных городах Самарской области.

По итогам проекта Министерство здравоохранения оптимизировало работу и повысило эффективность функционирования всех своих структур. В частности, значительно сократились транспортные расходы медицинских учреждений, наладились коммуникации путем проведения дистанционных совещаний, налажена организация удаленного образования сотрудников медучреждений.

Похожие записи